Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре (МАИ, за 1999г.)

Страница 20

Естественно, что для лиц с ослабленным здоровьем, а также для сту­дентов с высоким уровнем тренированности в рассмотренные режимы замятий должны быть внесены коррективы. В целом, чем выше уровень физической подготовленности, тем выше уровень устойчивости умст­венной работоспособности к двигательном нагрузкам. Следует учиты­вать и процесс адаптации к физическим нагрузкам определенной ин­тенсивности и продолжительности, в ходе которой умственная работо­способность будет постепенно носить более устойчивый характер.

Проверка эффективности разнообразного сочетания режимов при двух занятиях в неделю на протяжении одного семестра позволила ус­тановить «зону» оптимального взаимодействия между умственной н физической работоспособностью студентов. Ем соответствует исполь­зование занятий с режимом ЧСС 130—160 удар/мин. Превышение оптимума в использовании средств физического воспитания повышает эффект в двигательной деятельности, но ведет к ограничению в интел­лектуальной. Их пониженный уровень ведет к ограничению развития двигательных способностей и мало значим для повышения эффектив­ности учебно-трудовой деятельности. Поэтому ориентация на оптимум отвечает требованиям социальной практики формирования общекуль­турного и профессионального развития личности студента в вузе.

В практике 4^изического воспитания определенной части студентов постоянно возникает проблема: как сочетать успешное выполнение обязанностей по учебе и повышение спортивного мастерства. Вторая задача требует 5—6 учебно-тренировочных занятий в неделю, а иногда и двух в день. Установлено, что проведение двух занятий в день резко ограничивает возможности студентов-спортсменов в учебной деятель­ности, особенно если оба занятия были значительны по объему. В то же время проведение до начала учебы кратковременной интенсивной тренировки и сочетании с вечерними объемными занятиями позволя­ло им успешнее учиться. При пяти занятиях в неделю целесообразно варьировать объем тренировочных занятий исходя из следующего их соотношения в процентах: понедельник — 100, вторник — 70—75, среда — 130—140, четверг — отдых, пятница — 130—140, суббота — 100—110, Такой подход позволяет, с одной стороны, учитывать недель­ную периодику работоспособности, с другой — обеспечивает лучшую адаптацию организма к тренирующим воздействиям. Для повышения спортивного потенциала студенты могут выделять в неделю до 18 ч на тренировочные занятия. Если в каникулы объем тренировочной рабо­ты достигает 100%, то в период экзаменов его необходимо снижать до 50—55%, во время зачетов до 65—70%, на протяжении семестра он со­ставляет 75-80%.

При систематических занятиях различными видами спорта воспи­тываются определенные психические качества, отражающие объек­тивные условия спортивной деятельности. На рис. 4.7 представлены типовые различия в проявлении психических и психомоторных ка­честв у баскетболистов и пловцов. Игровые виды спорта, а также виды, связанные с единоборством, при прочих равных условиях предъявля­ют более высокие требования к психике. Это обусловлено быстрой сменой тактических ситуаций, необходимостью их мгновенной оцен­ки и организации соответствующих действий, осуществляемых в ус­ловиях дефицита времени.

Наиболее распространенной формой организации занятий со сту­дентами специального учебного отделения являются два занятия в не­делю по 90 мин. Однако исследования дают основание для внесения изменений в этот режим. Изучение эффективности трех режимов занятий:

I вариант — два занятия по 90 мин; II вариант — 4 занятия по 45 мин; III вариант — 6 занятий по 30 мин для студентов с однородной характеристикой заболеваний позволило установить следующее. За­нятия по I варианту в непосредственном и отдаленном периоде после­действия снижают умственную работоспособность, особенно такие функции внимания, как устойчивость, распределение и интенсив­ность. Это свидетельствует о наличии утомления у студентов, что под­тверждается их самооценкой. Второй вариант оказывал положитель­ное, хотя и незначительное по выраженности последействие. Наиболее выражен положительный эффект был при III варианте занятий. Его положительный эффект проявляется и в показателях функциональ­ной подготовленности. Вместе с тем выявилось, что по мере устойчи­вого повышения уровня функциональных возможностей студентов, возможен переход на II режим занятий. Чтобы повысить развивающие возможности учебных занятий, целесообразно (наряду с улучшением общефизического состояния и устранением функциональных откло­нений для изменения доминанты «неполноценности») уделять внима­ние развитию функций внимания, памяти, мышления, проявление ко­торых необходимо в учебном труде и активно развивать которые возможно в рамках физического воспитания. Решение этой проблемы связано с включением студентов в процесс самовоспитания, овладения приемами самопознания, а также самонаблюдения, самоанализа, само­оценки.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

И немного больше о медицине ...

Технология судейства соревнований по лёгкой атлетике
Каким должен быть хороший судья по легкой атлетике Хотя многие соревнования и приходится проводить с количеством судей меньше оптимального, для правильного проведения легкоатлетического соревнования может потребоваться не менее 50 судей, которые должны работать как одна слаженная команда. Их основная обязанность состоит в том, ч ...

Новое окружение.
Статистика современных больниц дает нам грустные свидетельства того, что большинство болезней человечество навлекло на себя само. Сердечные приступы, например, происходят от атеросклероза, - проблемы возникшей в начале этого века, которая почти не встречалась среди охотников и собирателей. Рецепт профилактики сердечных приступов ...