Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре (МАИ, за 1999г.)

Страница 20

Естественно, что для лиц с ослабленным здоровьем, а также для сту­дентов с высоким уровнем тренированности в рассмотренные режимы замятий должны быть внесены коррективы. В целом, чем выше уровень физической подготовленности, тем выше уровень устойчивости умст­венной работоспособности к двигательном нагрузкам. Следует учиты­вать и процесс адаптации к физическим нагрузкам определенной ин­тенсивности и продолжительности, в ходе которой умственная работо­способность будет постепенно носить более устойчивый характер.

Проверка эффективности разнообразного сочетания режимов при двух занятиях в неделю на протяжении одного семестра позволила ус­тановить «зону» оптимального взаимодействия между умственной н физической работоспособностью студентов. Ем соответствует исполь­зование занятий с режимом ЧСС 130—160 удар/мин. Превышение оптимума в использовании средств физического воспитания повышает эффект в двигательной деятельности, но ведет к ограничению в интел­лектуальной. Их пониженный уровень ведет к ограничению развития двигательных способностей и мало значим для повышения эффектив­ности учебно-трудовой деятельности. Поэтому ориентация на оптимум отвечает требованиям социальной практики формирования общекуль­турного и профессионального развития личности студента в вузе.

В практике 4^изического воспитания определенной части студентов постоянно возникает проблема: как сочетать успешное выполнение обязанностей по учебе и повышение спортивного мастерства. Вторая задача требует 5—6 учебно-тренировочных занятий в неделю, а иногда и двух в день. Установлено, что проведение двух занятий в день резко ограничивает возможности студентов-спортсменов в учебной деятель­ности, особенно если оба занятия были значительны по объему. В то же время проведение до начала учебы кратковременной интенсивной тренировки и сочетании с вечерними объемными занятиями позволя­ло им успешнее учиться. При пяти занятиях в неделю целесообразно варьировать объем тренировочных занятий исходя из следующего их соотношения в процентах: понедельник — 100, вторник — 70—75, среда — 130—140, четверг — отдых, пятница — 130—140, суббота — 100—110, Такой подход позволяет, с одной стороны, учитывать недель­ную периодику работоспособности, с другой — обеспечивает лучшую адаптацию организма к тренирующим воздействиям. Для повышения спортивного потенциала студенты могут выделять в неделю до 18 ч на тренировочные занятия. Если в каникулы объем тренировочной рабо­ты достигает 100%, то в период экзаменов его необходимо снижать до 50—55%, во время зачетов до 65—70%, на протяжении семестра он со­ставляет 75-80%.

При систематических занятиях различными видами спорта воспи­тываются определенные психические качества, отражающие объек­тивные условия спортивной деятельности. На рис. 4.7 представлены типовые различия в проявлении психических и психомоторных ка­честв у баскетболистов и пловцов. Игровые виды спорта, а также виды, связанные с единоборством, при прочих равных условиях предъявля­ют более высокие требования к психике. Это обусловлено быстрой сменой тактических ситуаций, необходимостью их мгновенной оцен­ки и организации соответствующих действий, осуществляемых в ус­ловиях дефицита времени.

Наиболее распространенной формой организации занятий со сту­дентами специального учебного отделения являются два занятия в не­делю по 90 мин. Однако исследования дают основание для внесения изменений в этот режим. Изучение эффективности трех режимов занятий:

I вариант — два занятия по 90 мин; II вариант — 4 занятия по 45 мин; III вариант — 6 занятий по 30 мин для студентов с однородной характеристикой заболеваний позволило установить следующее. За­нятия по I варианту в непосредственном и отдаленном периоде после­действия снижают умственную работоспособность, особенно такие функции внимания, как устойчивость, распределение и интенсив­ность. Это свидетельствует о наличии утомления у студентов, что под­тверждается их самооценкой. Второй вариант оказывал положитель­ное, хотя и незначительное по выраженности последействие. Наиболее выражен положительный эффект был при III варианте занятий. Его положительный эффект проявляется и в показателях функциональ­ной подготовленности. Вместе с тем выявилось, что по мере устойчи­вого повышения уровня функциональных возможностей студентов, возможен переход на II режим занятий. Чтобы повысить развивающие возможности учебных занятий, целесообразно (наряду с улучшением общефизического состояния и устранением функциональных откло­нений для изменения доминанты «неполноценности») уделять внима­ние развитию функций внимания, памяти, мышления, проявление ко­торых необходимо в учебном труде и активно развивать которые возможно в рамках физического воспитания. Решение этой проблемы связано с включением студентов в процесс самовоспитания, овладения приемами самопознания, а также самонаблюдения, самоанализа, само­оценки.

Страницы: 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

И немного больше о медицине ...

Концепция йододефицитных заболеваний
В патологии человека наибольшее значение имеет дефицит йода. В настоящее время признано, что йодный дефицит является естественным и всеобщим природным феноменом. Отсутствие дефицита йода в той или иной популяции может быть связано либо с адекватно проводимой массовой йодной профилактикой, либо со специфическим характером питания, ...

Отхаркивающие лекарственные средства
Отхаркивающие лекарственные средства в подавляющем большинстве случаев представлены препаратами растительного происхождения. Основными показаниями для их применения являются те клинические состояния, при которых имеется малопродуктивный кашель, но мокрота при этом не отличается высокой вязкостью. Среди отхаркивающих лекарственных ...