Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре (МАИ, за 1999г.)

Страница 19

43. Дыхательные пробы

их значение и содержание.

44. Интерпретация показателей физической подготовленности.

45. Особенности занятий физкультурой и спортом в режиме учебного дня, учебной недели, учебного года.

Структура организации учебного процесса в вузе оказывает воздействие на организм студента, изменяя его функциональное состояние и влияя на работоспособность. Это общество должно учитываться и при проведении учебных занятий по физическому воспитанию, которые также оказывают влияние на изменение работоспо­собности студентов.

Чтобы убедиться в правильности такого утверждения, был прове­ден годичный эксперимент, в котором проверялась целесообразность проведения учебных занятий в такие периоды учебы, когда снижается работоспособность и ухудшается самочувствие; в конце учебного дня (на последней паре занятий), в начале и в конце недели (понедельник, пятница). Полученные сведения сравнивались с данными студентов, где занятия проходили с обычным планированием. В результате экс­перимента установлено, что все изучавшиеся показатели: работоспо­собность и самооценка настроения, активность, самочувствие на от­дельных отрезках учебного года оказались существенно лучше в груп­пе с экспериментальным режимом занятий. Так, если к концу недели качественный показатель работоспособности снижался в среднем до 46% в группе с обычным планированием занятий, то в эксперимен­тальной лишь па 13,2%. К концу семестра соответственно на 42 и 15%;

и конце года на 52 и 12%. Аналогичный характер сдвигов наблюдался и в показателях самооценки.

По результатам исследований установлено, что для успешного вос­питания основных физических качеств студентов необходимо опи­раться на закономерную периодику работоспособности в учебном году. Согласно этому в первой половине каждого семестра на учебных и самостоятельных занятиях целесообразно применять, физические упражнения с преимущественной (до 70—75%) направленностью на развитие скоростных, скоростно-силовых качеств и скоростной вынос­ливости с интенсивностью по ЧСС 120—180 удар/мин; во второй по­ловине каждого семестра с преимущественной (до 70—75%) направ­ленностью на развитие силы, общей и силовой выносливости с интен­сивностью по ЧСС 120—150 удар/мин. Первая часть в семестре совпа­дает с более высоким функциональным состоянием организма, вто­рая — с его относительным снижением. Занятия, построенные на ос­нове такого планирования средств физической подготовки, оказывают стимулирующее влияние на умственную работоспособность студен­тов, улучшают их самочувствие, обеспечивают прогрессивное повыше­ние уровня физической подготовленности в учебном году:

При планировании и организации учебных и самостоятельных за­нятий по физическому воспитанию в режиме учебного дня в период врабатывания (утренние часы — нулевая или первая учебная пара) предпочтительно использовать физические нагрузки с ЧСС 110— 130 удар/мин и моторной плотностью до 65—80% или с ЧСС 1.30— 160 удар/мин при моторной плотности 50—65%. Такой режим занятий сокращает период врабатывания в учебном труде, стимулирует период высокой работоспособности. Проведение занятий в таком режиме в период высокой работоспособности (вторая учебная пара часов) спо­собствует ее сохранению до конца учебно-трудового дня, включая пе­риод самоподготовки. Использование занятий с двумя рассмотренны­ми режимами в период снижения работоспособности (третья—четвер­тая пары часов) обеспечивает короткий стимулирующий эффект пос­ледействия при ЧСС 110—130 удар/мин и более выраженный и дли­тельный при ЧСС 130—160 удар/мин. Занятия с ЧСС свыше 160 удар/мин и моторной плотностью 65—75% рекомендуется исполь­зовать лишь на последних часах учебного расписания. Для недостаточ­но тренированных студентов использование такого режима приводит к существенному снижению умственной работоспособности, и продол­жать продуктивную самоподготовку они могут лишь после 4—5 ч от­дыха. По этой причине применение такого режима занятий в дни на­пряженной учебной деятельности (экзамен, зачет, контрольная рабо­та) нежелательно.

При двух занятиях в неделю сочетание физических нагрузок с ум­ственной работоспособностью имеет следующие особенности. Наибо­лее высокий уровень умственной работоспособности наблюдается при сочетании двух занятий при ЧСС 130—160 удар/мин с интервалами в 1—3 дня. Положительный, но вдвое меньший эффект достигается при чередовании занятия с ЧСС 130—160 удар/мин и 110—130 удар/мин. Использование двух занятий в неделю при ЧСС свыше 160 удар/мин ведет к значительному снижению умственной работоспособности и не­дельном цикле, особенно для недостаточно тренированных. Сочетание занятий с таким режимом в начале недели и занятий с ЧСС 110—130, 130—160 удар/мин во второй половине недели оказывает стимули­рующее воздействие на работоспособность студентов лишь в конце не­дели. .

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

И немного больше о медицине ...

Патология щитовидной железы и беременность
Осложнения беременности при патологии щитовидной железы у женщин. -выкидыши -токсикозы -мертворождения -аномалии развития плода Осложнения беременности у женщин с гипертиреозом. -выкидыши в 1 половине -преждевременные роды -частое развитие токсикоза преимущественно в 1 половине беременности -у больных со средней степенью ...

Организация исследования.
Педагогическое наблюдение. Педагогическое наблюдение проводилось с целью определения эффективности игровой деятельности студентов в процессе проведения соревнований по баскетболу. Фиксировались штрафные, броски со средней дистанции, количество потерь мяча, количество подборов мяча, отскочившего от щита соперника, количество «р ...