Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре (МАИ, за 1999г.)

Страница 17

Степень усталости студент может оценить баллами: не устал — О баллов, легкая усталость — 1, средняя усталость — 2, сильная уста­лость — 3, очень сильная усталость — 4 балла. Если через каждые два часа работы оценивать степень усталости в баллах, можно получить картину ее изменений. Это позволит более эффективно и рационально распределять учебную нагрузку и оценивать влияние средств, направ­ленных на компенсацию усталости.

При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти — быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим ус­ловно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффек­тивности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохра­нением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором не­обходим отдых, сон.

Основной фактор утомления — сама учебная деятельность. Однако утомление, возникающее в процессе ее, может быть значительно ос­ложнено дополнительными факторами, которые также вызывают утомление (например, плохая организация режима жизнедеятельнос­ти). Кроме того, необходимо учитывать ряд факторов, которые сами по себе не вызывают утомления, но способствуют его появлению (хро­нические заболевания, плохое физическое развитие, нерегулярное пи­тание и др.).

По приведенным в табл. 4.2. признакам можно ориентироваться в степени развития утомления при умственном труде.

Таблица 4.2. Характеристика степени утомления при умственном труде

Объект наблюдения  

Утомление  

незначительное  

значительное  

резкое  

Внимание  

Редкие отвлечения  

Рассеянное, частые отвлечения  

Ослабленное,реакции на новые раздражите­ли (словесные указа­ния) отсутствуют  

Поза  

Непостоянная, потягивание ног, выпрямление туловища  

Частая смена позы, по­вороты головы в раз­ные стороны, облока-чивання, поддержива­ние головы руками  

Стремление положить голову на стол, вытянуться, отклочишлись на спинку стула  

Движения  

Точные  

Неуверенные, замедленные  

Суетливые движения рук и пальцев (ухудшение почерка)  

Интерес к ново­му материалу  

Живой интерес, задавание вопросов  

Слабый интерес, отсутствие вопросов  

Полное отсутствие интереса, апатия  

42. Какова динамика работоспособности студентов в течение учебного дня и учетного года?

Общие закономерности изменения

работоспособности студентов в процессе обучения

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспо­собность студентов претерпевает изменения, которые отчетливо на­блюдаются в течение дня, недели, на протяжении каждого полугодия и учебного года в целом. Длительность, глубина и направленность из­менений определяются функциональным состоянием организма до начала работы, особенностями самой работы, ее организацией и дру­гими причинами.

Учебный день студента,

как правило, не начинается с высокой про­дуктивности труда. В начале занятия не сразу удается сосредоточить­ся, активно включиться в работу. Проходит 10—15 мин, а иногда и больше, прежде чем работоспособность достигнет оптимального уров­ня. Этот первый период — врабатывания — характеризуется постепен­ным повышением работоспособности и некоторыми ее колебаниями. Психофизиологическое содержание этого периода сводится к образо­ванию рабочей доминанты, для чего большое значение имеет соответ­ствующая установка. Второй период — оптимальной (устойчивой) ра­ботоспособности — имеет продолжительность — 1,5—3 ч. Состояние студентов характеризуется такими изменениями функций организма, которые адекватны выполняемой учебной деятельности. Третий пери­од — полной компенсации — отличается тем, что появляются началь­ные признаки утомления, которые компенсируются волевым усилием и положительной мотивацией. В четвертом периоде наступает неус­тойчивая компенсация, нарастает утомление, наблюдаются колебания волевого усилия. Продуктивность учебной деятельности снижается. При этом функциональные изменения отчетливо проявляются в тех органах, системах, психических функциях, которые в структуре кон­кретной учебной деятельности студента имеют решающее значение (например, в зрительном анализаторе устойчивости внимания, опера­тивной памяти и др.). В пятом периоде начинается прогрессивное сни­жение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться кратковременным ее повышением за счет мобилизации ре­зервов организма (конечный порыв). Дальнейшее продолжение рабо­ты влечет резкое снижение ее продуктивности в результате снижения работоспособности и угасания рабочей Доминанты (шестой период). В практической оценке динамики работоспособности часто третий и четвертый периоды характеризуют как периоды снижения работоспо­собности.

Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

И немного больше о медицине ...

Этиология и эпидемиология
Семейство герпесвирусов (Herpesviridae) на основании физических и биологических свойств подразделяется на три подсемейства – альфа-, бета- и гамма-герпесвирусы. Вирусы простого герпеса (ВПГ) 1 и 2 типов относятся к семейству альфа-герпесвирусов, для которых являются характерными короткий репродуктивный цикл, высокая цитопатическ ...

Физическая культура в профессиональной тельности бакалавра и специалиста
Основные понятия Производственная физическая культура - система физкультурно-оздоровительных мероприятий, формы и содержание которых определя­ются особенностями трудового процесса. Профессиональное заболевание - это категория болезней, вызы­ваемых влиянием производственной среды или трудового процесса. Профессионально-прикладн ...