Физическая культура в профессиональной тельности бакалавра и специалиста

Страница 5

Особые внешние условия деятельности предъявляют специфиче­ские требования к психофизической подготовленности человека к опреде-

ленной профессии. Неблагоприятные внешние условия, включая и произ­водственные (неудобная рабочая поза, ограничение двигательной активно­сти, плохое освещение, повышенная температура микроклимата и др.) вы­зывают дополнительные напряжений функций организма.

При анализе факторов влияющих на конкретное содержание ППФП необходимо также учитывать и такие как: режим труда и отдыха, особен­ности динамики работоспособности, специфика профессионального утом­ления и заболеваемости.

Задачи ППФП определяются требованиями конкретной профессии и обобщенно формулируются следующим образом (Ж.К. Холодов, 2001):

- направленное развитие физических способностей, специфиче­ ских для избранной профессиональной деятельности;

- воспитание профессионально важных для данной деятельности психических качеств (волевых, оперативного мышления, качеств внима­ ния, эмоциональной устойчивости, быстроты восприятия и др.);

- формирование и совершенствование профессионально-при­ кладных умений и навыков (связанных с особыми внешними условиями будущей трудовой деятельности, в том числе сенсорных навыков);

- повышение функциональной устойчивости организма к небла­ гоприятному воздействию факторов специфических условий трудовой деятельности (гипокинезия, высокая или низкая температура, перепады температуры окружающей среды, нахождение на большой высоте, укачи­ вание, действие токсических веществ и др.);

- сообщение специальных знаний для успешного освоения обу­ чаемыми практического раздела ППФП и применения приобретенных умений, навыков и качеств в трудовой деятельности.

При построение конкретных методик ППФП учитываются сле­дующие показатели (В.П. Полянский, 1999):

- типичные трудовые действия, операции;

- типичные ошибки;

- основные и вспомогательные рабочие движения, рабочая поза;

- двигательная активность, физическая нагрузка и ее направлен­ ность;

- характер психической и психофизической нагрузки;

- климатические, метеорологические и санитарно-гигиенические производственные условия;

- профессиональные вредности и заболевания;

- ключевые профессионально значимые физические качества дви­ гательные умения и навыки;

- ключевые профессионально значимые психофизические функции;

- ключевые профессионально значимые психические качества и способности, деловые и другие личностные свойства.

В основе ППФП лежат учения об адаптации организма человека и теории переноса тренированности. Поэтому функциональная подготовка организма, совершенствование физических и психических качеств,

имеющих ведущее значение в той или иной профессии, обеспечивается прикладно-специализированной подготовкой (таблица 9.1).

Таблица 9.1 - Иллюстрация прямого прикладного переноса двига­тельных и сопряженных умений и навыков (по В.П. Полянскому, 1999)

Двигательные навыки

Виды упражнений, спорта

Профессии

Действия под водой

Плавание, подводный спорт

Водолаз

Вождение автотранс­порта

Авто- и мотоспорт

Водитель

Координационно-сложные действия на высоте

Альпинизм, гимнастика

Монтажник-высотник

Вращательные движе­ния

Акробатика, прыжки на батуте

Летчик, космонавт

Оперирование с карта­ми, схемами

Спортивное ориенти­рование

Штурман, инженер

Использование оружия

Стрельба, биатлон

Военнослужащий, охотник

Рукопашная схватка

Бокс, все виды борьбы

Милиционер, военно­служащий, сотрудник | службы безопасности

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

И немного больше о медицине ...

Воспалительные заболевания женских половых органов неспецифической этиологии
Эти заболевания занимают 65% от всей структуры стационарных гинекологических больных. В последнее время отмечается рост этих заболеваний (ВЗНЭ). Большое значение придается влагалищной микрофлоре. Впервые об этом заговорили в 1895 году, когда Дадерлейн, обнаружил Гр (+) палочки - лактобактерии, создающие кислую среду влагалища, э ...

Состав спортсменов, представляющих нашу страну в Турине
ЖЕНЩИНЫ Доронина Елена, разгоняющая. Родилась 14 августа 1981 г. в Майкопе. В сборной команде с 2004 г. КЕ-05 — 4-е место. Иващенко Наталья, разгоняющая. Родилась 28 марта 1975 г. в г. Желтые Воды Днепропетровской области. В сборной команде с 2000 г. Коваленко Алевтина, пилот. Родилась 9 сентября 1980 г. во Владивостоке. В сбо ...