Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Страница 3

Механизмы возникновения и признаки умственного

утомления.

Утомление - это физиологическое состояние организма, прояв­ляющееся во временном снижении работоспособности в результате прове­денной работы. Это своего рода диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ.

Состояние утомления проявляется в замедлении процесса утомле­ния связано с ощущением усталости. Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохрани­тельным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряже­ния. Вместе с тем утомление является также и стимулятором, мобилизую­щим резервы организма и обеспечивающим рост функциональных воз­можностей организма.

Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсиро-

ванную (за счет подключения энергетических резервов организма) и не­компенсированную (когда резервные возможности организма исчерпыва­ются и работа продолжается за счет силы воли).

К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, мож­но отнести следующее.

- загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти, мышления;

- нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблю­ дении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности;

- высокие требования к самоорганизации и самоподготовке;

- ощущение недостатка времени;

- торопливая еда;

- условия проживания и межличностные отношения;

- анатомо-физиологические особенности организма, рост и развитие которого завершается в студенческие годы.

Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 8.1).

Таблица 8.1 - Внешние признаки утомления в процессе умственно-/да^студентов (по С.А. Косилову) _

Объект наблюдения

Утомление

Незначительное

Значительное

Резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, час­тые отвлечения

Ослабленное; ре­акции на новые раздражители (словесные ука­зания) отсутст­вуют

Поза

Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, обло-качивание, под­держание головы руками

Стремление по­ложить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые дви­жения рук и пальцев (ухуд­шение подчерка)

Интерес к ново­му материалу

Живой интерес, задавание вопро­сов

Слабый интерес, отсутствие во-просов

Полное отсутст­вие интереса, апатия

Страницы: 1 2 3 4 5 6

И немного больше о медицине ...

Что такое эвтаназия Традиционные представления об эвтаназии
"Эвтаназией называется всякое действие, направленное на то, чтобы положить конец жизни той или иной личности, идя навстречу ее собственному желанию, и выполненное незаинтересованным лицом" (определение голландского законодательства). Термин "эвтаназия" впервые употреблен Ф. Бейконом в XVII столетии для опреде ...

Техника оздоровительного бега
Правильная, соответствующая законам биомеханики техника бега, которая доставляет зрителям и (что тоже очень важно) самому бегущему эстетическое наслаждение, - вот средство от перегрузок. Легкости, воздушности бега достичь непросто. Этому нужно учиться. Как и в ходьбе, величина перегрузок прежде всего зависит от величины вертикал ...