Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Страница 3

Механизмы возникновения и признаки умственного

утомления.

Утомление - это физиологическое состояние организма, прояв­ляющееся во временном снижении работоспособности в результате прове­денной работы. Это своего рода диспропорция между расходованием и восстановлением энергетических веществ.

Состояние утомления проявляется в замедлении процесса утомле­ния связано с ощущением усталости. Утомление служит естественным сигналом возможного истощения организма и одновременно предохрани­тельным биологическим механизмом, защищающим его от перенапряже­ния. Вместе с тем утомление является также и стимулятором, мобилизую­щим резервы организма и обеспечивающим рост функциональных воз­можностей организма.

Утомление бывает острым и хроническим, т.е. может проявляться в короткий промежуток времени и носить длительный характер; общим и локальным, т.е. характеризующим изменение функций организма в целом или какой-то в отдельности (определенной группы мышц, какого-либо анализатора и т.п.). Различают две фазы развития утомления: компенсиро-

ванную (за счет подключения энергетических резервов организма) и не­компенсированную (когда резервные возможности организма исчерпыва­ются и работа продолжается за счет силы воли).

К причинам, вызывающим умственное утомление студентов, мож­но отнести следующее.

- загруженность интеллектуальной сферы, высокая мобилизация высших процессов психической деятельности человека: внимания, памяти, мышления;

- нахождение длительное время в закрытых помещениях, в соблю­ дении определенной рабочей позы, в ограничении подвижности;

- высокие требования к самоорганизации и самоподготовке;

- ощущение недостатка времени;

- торопливая еда;

- условия проживания и межличностные отношения;

- анатомо-физиологические особенности организма, рост и развитие которого завершается в студенческие годы.

Степень развития утомления в процессе умственного труда можно определить по некоторым внешним признакам (таблица 8.1).

Таблица 8.1 - Внешние признаки утомления в процессе умственно-/да^студентов (по С.А. Косилову) _

Объект наблюдения

Утомление

Незначительное

Значительное

Резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, час­тые отвлечения

Ослабленное; ре­акции на новые раздражители (словесные ука­зания) отсутст­вуют

Поза

Непостоянная, потягивания ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в разные стороны, обло-качивание, под­держание головы руками

Стремление по­ложить голову на стол, вытянуться, откинуться на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые дви­жения рук и пальцев (ухуд­шение подчерка)

Интерес к ново­му материалу

Живой интерес, задавание вопро­сов

Слабый интерес, отсутствие во-просов

Полное отсутст­вие интереса, апатия

Страницы: 1 2 3 4 5 6

И немного больше о медицине ...

Обоснование методических рекомендаций по использованию «круговой тренировки» в годичном цикле.
В зависимости от периода подготовки и уровня развития двигательных качеств спортсменов планируется соотношение средств общей и специальной физической подготовки, проводимой методом круговой тренировки. Применительно к требованиям избранного вида спорта она направлена на укрепление органов и систем, повышение функциональных возмож ...

Рабовладельческий строй.
Известными в настоящее время памятниками медицинской литературы той эпохи являются различные египетские папирусы, в том числе-“гинекологический папирус” из Кахуна (XXX век до н. э.), китайские иероглифические рукописи (XXVII век до н. э), вавилонские клинописные записи (XXII век до н. э.)) индийская книга “Аюрведа” (“Знание жизни ...