Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Страница 2

Одной из неблагоприятных сторон умственной деятельности явля­ется снижение двигательной активности. В условиях ограничения двига­тельной активности изменения сердечной деятельности, возникающее под влиянием напряженного интеллектуального труда, сохраняются дольше, чем в условиях нормальной двигательной активности.

При длительной умственной работе из-за ограничения движений и наклонного положения головы затрудняется отток венозной крови из го­ловного мозга что вызывает головную боль и снижение работоспособно­сти.

Как показывают исследования, напряженная умственная работа со­провождается непроизвольным сокращением и напряжением скелетных мышц, не имеющих прямое отношение к выполнению умственной работы.

Умственная работоспособность во многом зависит от общей физи­ческой работоспособности всего организма и душевного благополучия. Она зависит от состояния психофизических качеств студентов, таких как: общая выносливость, эмоциональная устойчивость, быстрота мыслитель­ной деятельности, способность к переключению и распределению, концен­трации и устойчивости внимания.

Умственный труд немыслим без напряженной работы мозга. Работа мозга невозможна без тренировки мышления, а тренировка мышления идет через определенную степень утомления. Не утомляясь, нельзя достичь по­вышения умственной работоспособности. Усидчивость в работе, способ­ность длительное время удерживать внимание на исследуемом объекте, длительная мобилизация памяти - это определенная выносливость в умст­венном труде. Она развивается через волевое принуждение себя работать над заданием, несмотря на усталость.

К факторам, определяющим умственную работоспособность сту­дентов можно отнести следующие:

- состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности;

- общая и специальная эрудиция;

- личностные качества: твердость характера, воля, усидчивость;

- уровень развития высших психических функций: внимания, памя­ ти, мышления, скорости переработки информации;

- ведение здорового образа жизни, соблюдение режима дня, труда и отдыха, питания, двигательной активности;

- настроение, самочувствие, интерес к деятельности.Умственная работоспособность непостоянна, она изменяется на

протяжении рабочего дня. В начале она низкая (период вырабатывания), затем поднимается и какое-то время удерживается на высоком уровне (пе­риод устойчивой работоспособности), после чего снижается (период не­компенсированного утомления). Умственная работоспособность человека в значительной мере зависит от времени суток. Суточный физиологиче­ский ритм функциональных систем организма определяет повышенную интенсивность деятельности органов и систем в дневное время и понижен­ную - в ночное время. Умственная работоспособность изменяется в тече­ние недели. На понедельник приходится стадия врабатывания, на вторник, среду и четверг - высокая работоспособность, а развивающееся утомление приходится на пятницу и субботу. Именно поэтому в воскресенье следует больше внимания уделять активному отдыху, занятиям физическими уп­ражнениями.

Многочисленными исследованиями доказано, что занятия физиче­скими упражнениями оказывают эффективное влияние на факторы повы­шения работоспособности и противодействуют преждевременному насту­плению утомления. В течение учебного дня целесообразно использовать физкультурные паузы, т.е. выполнять физические упражнения в перерывах между занятиями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

И немного больше о медицине ...

Методы организации и управления деятельностью учащихся на уроке.
При организации контингента занимающихся на уроке применяют фронтальный, групповой и индивидуальный методы организации.Фронтальный метод - одно задание выполняют все одновременно. Так проводятся подготовительная и заключительная части, могут проводиться и фрагменты в основной части занятия. В младших классах этот прием применяется ...

Неспецифический уретрит
Что такое неспецифический уретрит? Неспецифический уретрит - это воспаление мочеиспускательного канала (уретры), вызванное микроорганизмами, отличными от гонококков, хламидий, трихомонад, уреаплазм, микоплазм и вируса простого герпеса. Это наиболее интересная и наименее изученная область венерологии. Научные данные о причинах не ...