Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Страница 1

Основные понятия

Психофизиологическая характеристика труда

- сопряженная характеристика изменений психических и физиологических функций орга­низма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Работоспособность

- потенциальная возможность человека про­тивостоять различным видам утомления и характеризуется продолжитель­ностью качественного выполнения соответствующей работы.

Утомление

- физиологическое состояние организма, проявляю­щееся во временном снижении его работоспособности в результате прове­денной работы.

Переутомление

крайняя степень утомления, вызванная накопле­нием утомления из-за нерационального режима труда и отдыха, непра­вильного образ жизни, недостаточного сна и т.п.

Рекреация

- отдых, необходимый для восстановления сил после трудовой деятельности.

Релаксация

- состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после психических и физических нагрузок. Может быть непроизвольной (например, отход ко сну) и произвольной (например, аутотренинг).

Самочувствие

- субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

Умственный труд, умственная работоспособность и

факторы, ее определяющие

Учеба студента - это характерный пример современного умствен­ного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоцио­нальной сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности.

Культура умственного труда - это такая его организация, которая надежно обеспечивает максимальную эффективность любых интеллекту­альных усилий при минимальной затрате нервной и физической энергии.

Освоение знаний, умений и навыков на этапе высшего образования требует от студента проявления таких его высших психических функций, как внимание, память, мышление, скорость переработки информации и т.п. В связи с этим интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических

процессов. Интенсивность процесса обмена веществ в мозге значительно повышена, он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутрен­нюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение.

Однако, длительное пребывание в положении сидя, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в го­ловном мозге. При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количе­ство адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что при­водит к сужению сосудов, питающих сердце и головной мозг. Под влияни­ем адреналина учащается ритм сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к органам питательных веществ и кислорода ограничивается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

И немного больше о медицине ...

Футбольная униформа
Футбольная униформа значительно менялась на протяжении всей истории футбола. Это сегодня она обладает практичностью и сбалансированностью, и представить футболиста, одетого во что-то громоздкое и неудобное, нам трудно. Чтобы форма приобрела современный вид, нашим предкам пришлось серьезно попотеть. В семидесятых годах 19-го века ...

Методика обучения барьерному бегу детей на этапе начальной подготовки
Бег с барьерами проводится на дистанциях 110 м. (муж.), 100 м. (жен.) и 400 м. (муж. и жен.). Соревнования по барьерному бегу в закрытых помещениях включают как классические (110, 100 м.), так и укороченные (50-60 м.) дистанции. Соревнования юных спортсменов по барьерному бегу проводятся на дистанции от 50 до 300 м. Бег с барье ...