Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности

Страница 1

Основные понятия

Психофизиологическая характеристика труда

- сопряженная характеристика изменений психических и физиологических функций орга­низма под влиянием определенной трудовой деятельности.

Работоспособность

- потенциальная возможность человека про­тивостоять различным видам утомления и характеризуется продолжитель­ностью качественного выполнения соответствующей работы.

Утомление

- физиологическое состояние организма, проявляю­щееся во временном снижении его работоспособности в результате прове­денной работы.

Переутомление

крайняя степень утомления, вызванная накопле­нием утомления из-за нерационального режима труда и отдыха, непра­вильного образ жизни, недостаточного сна и т.п.

Рекреация

- отдых, необходимый для восстановления сил после трудовой деятельности.

Релаксация

- состояние покоя и расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после психических и физических нагрузок. Может быть непроизвольной (например, отход ко сну) и произвольной (например, аутотренинг).

Самочувствие

- субъективное ощущение внутреннего состояния физиологического и психологического комфорта или дискомфорта.

Умственный труд, умственная работоспособность и

факторы, ее определяющие

Учеба студента - это характерный пример современного умствен­ного труда, к которому принято относить работы, связанные с приемом и переработкой информации и требующие, преимущественно, напряжения сенсорного аппарата, памяти, активизации процессов мышления, эмоцио­нальной сферы. Характерной особенностью данного вида труда является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что обуславливает их быстрое утомление, напряжение в органах чувств и в то же время ограничение двигательной активности.

Культура умственного труда - это такая его организация, которая надежно обеспечивает максимальную эффективность любых интеллекту­альных усилий при минимальной затрате нервной и физической энергии.

Освоение знаний, умений и навыков на этапе высшего образования требует от студента проявления таких его высших психических функций, как внимание, память, мышление, скорость переработки информации и т.п. В связи с этим интенсивная умственная работа особенно остро отражается на состоянии центральной нервной системы и на протекании психических

процессов. Интенсивность процесса обмена веществ в мозге значительно повышена, он потребляет до 20 % кислорода, поступающего во внутрен­нюю среду организма. Для нормального осуществления своих функций мозг должен иметь хорошее стабильное кровоснабжение.

Однако, длительное пребывание в положении сидя, отрицательные эмоции, напряженная работа в условиях дефицита времени, нервно-психическое напряжение снижают эффективность кровообращения в го­ловном мозге. При отрицательных эмоциях в крови увеличивается количе­ство адреналина, за счет увеличения ацетилхолина, принимающего участие в передаче нервного напряжения в центральной нервной системе, что при­водит к сужению сосудов, питающих сердце и головной мозг. Под влияни­ем адреналина учащается ритм сердца, что связано с большим расходом энергии, при этом доставка к органам питательных веществ и кислорода ограничивается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

И немного больше о медицине ...

Комплекс упражнений для развития силы отдельных мышечных групп.
Укрепление мышц брюшного пресса. Очень важно как для ис­правления общих проблем осанки в кифозе и лордозе, так и предот­вращения травм поясницы. Косые и поперечные мышцы особенно важны в этих целях, потому что они создают внутреннее брюшное давление. Любой можем улучшить свою фигуру, укрепив мышцы брюшного пресса. Главное качест ...

Крапива
Это растение знакомо каждому. Крапива двудомная - ценное поливитаминное средство. Долгое время она была известна как техническая культура. Лубяные волокна крапивы шли на выработку пряжи, веревок, каната, шпагата, грубых тканей, рыболовных снастей, которые отличались крепостью, легкостью, долго не намокали в воде и не гнили. В XIX ...