Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
- изменением амплитуды движений (с увеличением амплитуды на грузка на организм возрастает);
- ускорением или замедлением темпа (в циклических упражнениях, например, большую нагрузку дает быстрый темп, а в силовых - медленный темп);
- увеличением или уменьшением числа повторений упражнений (чем большее число раз повторяется упражнение, тем больше нафузка);
- включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп (чем больше мышц участвует в работе, тем значительнее физическая нафузка);
- увеличением или сокращением пауз для отдыха (более продол жительный отдых способствует более полному восстановлению организ ма).
По характеру паузы отдыха могут быть пассивными и активными. При активных паузах, когда выполняются легкие упражнения разфузочно-го характера или упражнения на расслабление, восстановительный эффект увеличивается. При сокращении пауз для отдыха (когда организм не полностью восстанавливается, нафузка на организм увеличивается).
Тренировочные нагрузки характеризуются рядом физических и физиологических показателей. К физическим показателям нафузки относятся: интенсивность и объем, скорость и темп движений, продолжительность, число повторений. К физиологическим параметрам относятся: увеличение ЧСС, ударного объема крови, минутного объема крови.
Интенсивность нафузки может определяться по ЧСС.
Исследованиями установлено, что для разного возраста минимальная интенсивность по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, является:
для лиц 20 лет - 134 уд/мин;
30 лет- 129 уд/мин;
40 лет- 124 уд/мин;
50 лет- 118 уд/мин;
60 лет- 113 уд/мин;
65 лет - 108 уд/мин.
Зависимость максимальной ЧСС от возраста можно определить по формуле:
ЧСС (максимальная) = 220 - возраст (в годах).
Учитывая наличие максимальных и минимальных величин интенсивности по ЧСС, можно определить зоны оптимальных и больших нафу-зок. Например, для лиц 17-20 лет оптимальной зоной будет диапазон ЧСС от 150 до 177 уд/мин, зоной больших нафузок от 177 до 200 уд/мин; для лиц 25 лет соответственно - 145-172 уд/мин и 172/195 уд/мин (таблица 5.1)
Самочувствие занимающихся точно отражает изменения, происходящие в организме под влиянием занятий физическими упражнениями.
Признаками чрезмерной нафузки являются: накапливание утомления, появление бессонницы или повышение сонливости, боль в области
м
сердца, одышка, гошнота.
При проявлениях данных признаков необходимо снизить физическую нафузку или временно прекратить занятия.
Таблица 5.1 Зоны интенсивности нафузок по ЧСС
Возраст, лет |
Зона оптимальных нагрузок ЧСС, уд /мин |
Зона больших нафузок ЧСС уд/ мин |
17-20 |
150-177 |
177-200 |
20-25 |
145-172 |
172-195 |
25-30 |
140-168 |
168-190 |
30-35 |
137-164 |
164-185 |
35-40 |
133-160 |
160-180 |
40-45 |
129-155 |
155-175 |
45-50 |
126-150 |
150-170 |
50-55 |
122-145 |
145-155 |
55-60 |
118-141 |
141-160 |
5.4 Особенности самостоятельных занятий для женщин
Организм женщины имеет определенные анатомо-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при занятиях физическими упражнениями. Женский организм характеризуется менее прочным строением костей, меньшим развитием мускулатуры тела, более широким тазовым поясом и более развитой мускулатуры тазового дна. Для здоровья женщин большое значение имеет развитие мышц брюшного пресса, спины и тазового дна. От их развития зависит нормальное положение внутренних органов, способность женщины к лучшему выполнению функции материнства. Одной из причин недостаточного развития этих мышц у студенток и работниц умственного труда является малоподвижный образ жизни. При сидячем положении мышцы тазового дна не противодействуют внут-рибрюшному давлению и растягиваются от тяжести лежащих над ними органов. Как следствие этого, мышцы теряют свою эластичность и прочность, что может привести к нежелательным изменениям положения внутренних органов и нарушением их функциональной деятельности.
И немного больше о медицине ...
О единстве организма и окружающей среды
С первых мгновений появления на свет ребенок приспосабливается к внутриутробному существованию. Он осваивает основные законы жизни. Взаимодействуя с внешней средой, ребенок постепенно приобретает способность к гармонии с ней, и это рассматривается М.П.Павловым как основной закон жизни.
Учитывая потенциальные возможности ребенка, ...
Международные федерации (МСФ)
29. Признание МСФ
В целях содействия олимпийскому движению МОК может признавать в качестве МСФ международные неправительственные организации, руководящие одним или несколькими видами спорта на всемирном уровне и включающие в свой состав организации, руководящие этими видами на национальном уровне. Для того, чтобы быть принятыми, ...