Адаптивная физическая культура

Страница 1

Рост инвалидности населения в большинстве стран мира, что связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, возникновением военных конфликтов, ухудшением экологической обстановки и другими причинами, обусловил появление новых областей человековедческих знаний, учебных и научных дисциплин, новых специальностей в системе высшего профессионального образования. Так, в соответствии с решением Межведомственного экспертного совета по государственным образовательным стандартам Госкомвуза России от 13.06.96 была открыта и внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новая специальность N 022500 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)" (приказ № 1309 от 24.07.96).

Как видно из названия специальности, ее ядро - "Теория и методика адаптивной физической культуры", которая базируется на общей теории и методике физической культуры, являющейся по отношению к новой родовым понятием. Однако в отличие от базовой дисциплины объект познания и преобразования в адаптивной физической культуре - не здоровые, а больные люди, в том числе и инвалиды. Необходимо еще раз подчеркнуть, что деятельность будущих специалистов адаптивной физической культуры будет осуществляться именно с той категорией населения, которая утратила какие-либо функции на достаточно длительный срок, а зачастую – навсегда.

Все это требует значительной, а иногда принципиальной трансформации (приспособления, коррекции, или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов, организационных форм основных разделов (или видов) базовой дисциплины применительно к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда название - "адаптивная физическая культура".

По сложившейся в нашем обществе системе мировоззренческих взглядов, инвалидами и лицами с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья должны заниматься представители здравоохранения, социального обеспечения, образования, но не физической культуры.

Она же была ориентирована на здоровых или (как исключение) на временно утративших те или иные функции, а что касается наиболее развитого как в теоретическом, так и в практическом аспекте раздела данного вида культуры - спорта, то он вообще предусматривает активную деятельность с лицами не просто здоровыми, но и моторно-одаренными. Причем попасть в число последних было крайне трудно, так как в каждом виде спорта действовала довольно жесткая система отбора перспективных спортсменов.

Сказанное позволяет заключить, что в России высшее профессиональное образование в сфере физической культуры получали в подавляющем большинстве только здоровые люди, как правило, бывшие и действующие спортсмены, а ориентировано оно было на работу специалистов со здоровыми и двигательно-одаренными детьми и взрослыми.

В силу целого ряда объективных условий и субъективных факторов инвалиды оказались в сфере деятельности медицины, в которой сравнительно недавно зародилось самостоятельное направление - реабилитация. В Энциклопедическом словаре медицинских терминов она определяет ся как "комплекс медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление (или компенсацию) нарушенных функций организма, также социальных функций и трудоспособности больных и инвалидов"[1]. Как видно из определения, в понятие "реабилитация" входят функциональное восстановление или компенсация того, что нельзя восстановить, приспособление к повседневной жизни и приобщение к трудовому процессу больного или инвалида. Соответственно различают три основных вида реабилитации: медицинскую, социальную, (бытовую) и профессиональную (трудовую).

Важно отметить, что медицинская реабилитация включает в себя лечебные мероприятия, направленные на восстановление здоровья больного, и психическую подготовку пострадавшего к необходимой адаптации, реадаптации или переквалификации[2]. При этом до настоящего времени существуют различия в понимании сущности реабилитации теми или иными специалистами-медиками

Таким образом, в отличие от адаптивной физической культуры медицинская реабилитация в большей степени направлена на восстановление нарушенных функций организма, а не на максималь ную самореализацию человека в новых условиях, что требует от больного или инвалида значительно большей активности и самостоятельности. Кроме того, используемые в реабилитации средства, так или иначе, ориентированы на составляющие традиционной медицины: медицинскую технику, массаж, физиотерапию, психотерапию, фармакологию и т.п., а не на естественные факторы - движение, здоровый образ жизни, рациональное питание, закаливание и др.

Правда, в последнем руководстве для врачей по лечебной физической культуре (ЛФК) в системе медицинской реабилитации[3] признается, что движение является важнейшим естественнобиологическим стимулятором организма, который стал первейшей потребностью современного человека.

Страницы: 1 2 3

И немного больше о медицине ...

Система подготовки конькобежцев.
Советская система физического воспитания предполагает активные занятия физической культурой и спортом в течение всей жизни - от рождения до глубокой старости. При этом в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей человека и других факторов меняются цели и задачи, средства и методы физической подготовки, объем и интенсив ...

Филлотаксис и последовательность Фибоначчи
Реальные соцветия подсолнуха два семейства логарифмических спиралей Спирали одного семейства закручиваются к центру против хода часовой стрелки, другого — по ходу. В ботанике такое сочетание двух семейств спиралей называют филлотаксисом (в переводе с греческого слово это означает «устройство листа»). Оказывается, числа спиралей ...