Развитие патологической физиологии в России

Страница 4

Именно профессор разглядел в студенте И.М.Сеченове будущую звезду физиологии, рекомендовал его для подготовки к занятию профессорской должности на медицинском факультете Московского университета. Если бы не козни преподавателей-немцев, Сеченов занял бы кафедру на десятилетие раньше, чем это произошло.

Среди студентов, слушавших лекции Иноземцева, были Склифосовский, Боткин, Белоголовый. Можно ли их считать учениками Иноземцева? Полагаю, можно, если говорить об их нравственном становлении, формировании стремления честно служить Отечеству, науке, людям. У Федора Ивановича были десятки ближайших учеников, сотрудников, последователей. Назову лишь несколько известных по сей день имен: И.П.Матюшенков, С.А.Смирнов, Г.А.Савостицкий, Н.К.Беркут, И.И.Минкевич, Н.П.Мансуров, Н.Е.Мамонтов, А.Т.Тарасенков. Иноземцев привил им не только любовь к науке, но и передал "эстафету доброты". Например, его ученик, крупный хирург, популярный врач Александр Павлович Расцветов значительные суммы завещал на стипендии студентам и врачам, посвятившим себя науке, на устройство приюта для престарелых докторов и их семей. По примеру учителя он завещал также свою библиотеку "Московскому обществу русских врачей".

Первые победы.

Первого февраля 1847 года профессор Иноземцев впервые в России применил при операции эфирный ингаляционный наркоз. Двумя неделями позже, в Петербурге, его использовал Н.И.Пирогов. Но дело не только во временном приоритете. Со своим однокашником по Дерпту профессором физиологии А.М.Филомафитским, со специалистами разного профиля Иноземцев изучал действие наркоза, участвовал работе комитетов по исследованию "вновь открытого способа проведения без боли хирургических операций .". Но иные историки медицины почему-то либо затушевывают, либо вообще отрицают роль Иноземцева в исследовании и применении наркоза в нашем Отечестве.

.Сущим бичом для России была холера. В 1847 году Иноземцев опубликовал работу "Об анатомико-патологическом значении холеры". Наука того времени еще не могла ответить на многие вопросы, связанные с этой инфекцией. Пастеровская эра еще не наступила, и Иноземцев считал (подвергаясь критике), что, кроме "миазматических условий", значение имеют планетные влияния. Сейчас нам известны труды А.Л.Чижевского (например, "Земное эхо солнечных бурь"). Так, может, стоит пересмотреть взгляды Иноземцева уже через призму новых представлений о воздействии космоса на здоровье людей, на возникновение эпидемий?

Общепатологические взгляды профессора связывают, прежде всего, с его концепциями о значении нервной (узловато-нервной) системы для здорового и больного организма. Мною проанализированы десятки изданий. В одних учение Иноземцева превозносится как предвестие павловского нервизма, в других отвергается вовсе. Не берусь принимать чью-либо сторону и ограничусь оценкой И.М.Сеченова: " .составленная им теория была не хуже других медицинских теорий и свидетельствовала в Федоре Ивановиче мыслящего врача, задающегося серьезными вопросами".

Влияние Ф.И.Иноземцева на развитие медицинской науки, высшего медицинского образования - очевидно. Но научной школы, как, в частности, Боткин, Сеченов, Павлов, Захарьин, он не создал. Почему? Очевидно, не было у Иноземцева стержневой, общей научной концепции, которая объединила бы учеников и последователей. Его "школой" стала вся российская медицина. В те годы еще не пришло время формирования школ. Впрочем, это в еще большей степени относится к великому Пирогову.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

И немного больше о медицине ...

Физкультурно-оздоровительная работа в санаторной школе
Главной целью физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе является не только оздоровление и укрепление всего организма но и осуществление воспитательных целей. Физическая культура воспитывает у учащихся сознательное отношение к использованию физических упражнений в лечебно-профилактических целях, формирует гигиенически ...

Психическая дезадаптация участников ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС
Экологические, в том числе радиационные, катастрофы влекут за собой кроме физических и биологических изменений в окружающей среде значительные психологические последствия. Психологические факторы, присущие радиационному воздействию (чувственная непредставленность опасности, ожидание отсроченных эффектов на здоровье в будущем, суб ...