Развитие патологической физиологии в России

Страница 3

В 1846 году решилась важнейшая проблема - в Императорском Университете открылись факультетские и госпитальные клиники. "Московские губернские ведомости" писали: "По общему признанию всех обозревавших подобные учреждения на Западе факультетские клиники превосходят и удобством помещения, и богатством пособий". Факультетская хирургическая клиника имела свой анатомический театр.

По тому нравственному влиянию, которое оказывал Иноземцев на студентов, по педагогическому таланту его сравнивали с другим славным профессором университета - Грановским. Само звание - профессор - ассоциируется, прежде всего, с лектором. И.М.Сеченов писал:

" .живой по природе, он иногда увлекался на клинических лекциях, и тогда фразы получали у него порывистый, восклицательный характер, произносились с французским шиком. На лекциях по оперативной хирургии он был совсем другой человек, читал скорее монотонно, чем живо. Кафедры топографической анатомии тогда не было, и ему приходилось описывать послойно топографию различных областей тела".

А вот как отзывался о лекциях своего учителя профессор А.Н.Маклаков: "Как сейчас вижу это умное подвижное лицо, эти горящие глаза, слышу это живое, блестящее, серьезное изложение, в котором слышалась искренность, чувствовалось увлечение. Лекции эти захватывали слушателей и водворяли среди них такую тишину, какой не всегда можно достигнуть внешними мерами. Мудрено ли, что эти блестящие лекции, всегда носившие на себе печать оригинальности, возбуждавшие новые вопросы, оказывали влияние на слушателей и вселяли в них любовь к науке".

Талант истинного педагога, понятно, не ограничивается лишь лекторским мастерством. На своих занятиях профессор Иноземцев воплощал идею "образовать как можно более научно-практических врачей"; практические навыки увязывались со сведениями, полученными на лекциях. Уже на 3-м курсе студенты накладывали повязки, мази, припарки. Особое внимание обращалось на формирование наблюдательности, студенты были обязаны вести дневники. На 5-м курсе они уже самостоятельно делали операции. Особое значение в подготовке и совершенствовании врачей придавал амбулаторному приему больных.

В программе обучения органически сочетались знания по топографической, патологической анатомии, десмургии, практической хирургии. Вел Иноземцев и курс глазных болезней.

Он все делал искренне и страстно, постоянно "возился со студентами", не то что иные профессора: прочитал лекцию на латыни - и к богатым пациентам. Уместно напомнить мнение лучшего знатока жизни Иноземцева - профессора Ю.В.Архангельского: "Новаторство в области преподавания и, в особенности, организация первоклассной для того времени клиники создали Ф.И.Иноземцеву врагов, главным образом, среди врачей-иностранцев, доставлявших ему немало неприятных минут".

Озабоченность Иноземцева судьбой русской медицины, "выискивание" талантов, способных обогатить науку, поражали современников.

Весьма примечательный пример. Один его студент, Александр Бабухин, отличался неугомонным нравом, прославился не прилежанием в науках, а буйными выходками и "шалостями". На студенческой пирушке, окончившейся весьма печально, получил тяжелую травму черепа и почти два года пролежал в университетской хирургической клинике. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Директором клиники был профессор Иноземцев. Движимый не только сердолюбием, но и удивительной прозорливостью, он внушил незадачливому студенту уверенность, что его призвание - медицина. Приносил ему книги и снабжал деньгами. Позднее ссылался в своих трудах на его работы, что повышало авторитет молодого специалиста. В итоге - "слепил" из него другого человека: изменился характер, ушли в прошлое проказы и пирушки. Благодаря чудовищной работоспособности, прекрасной памяти, способности к анализу и синтезу, он стал тем, кем стал - выдающимся русским ученым Александром Ивановичем Бабухиным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

И немного больше о медицине ...

Методы развития силовых способностей.
Тренировка любой направленности сопровождается регуляторными, структурными метаболическими перестройками, но степень выраженности этих адаптационных изменений зависит от величины применяемых отягощении, от режима и скорости мышечного сокращения, от продолжительности тренировки и индивидуальной композиции мышечной ткани, что наход ...

Великая засуха что лучше пить в жару
Если обычно организм человека испаряет 2-2,5 литров влаги в сутки, то в жаркую погоду «утечка» доходит до 4 литров. Приблизительно на две трети недостаток влаги могут восполнить напитки. Их способность утолять жажду мы оценили по пятибалльной шкале. Если обычно организм человека испаряет 2-2,5 л влаги в сутки, то в жаркую погоду ...