Оценка эффективности уроков физической реабилитации и физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня санаторной школы

Страница 1

Качество лечебных и реабилитационных мероприятий определяется, прежде всего эффективностью, как отдельных средств комплексной терапии, так и лечения в целом. Возможность такой оценки становиться реальной при конкретизации лечебных задач, так как при этом возникают критерии определения эффективности по достижению поставленной цели. Врачебная оценка самого занятия (как и других форм) и исследование некоторых объективных данных позволяют с большой достоверностью судить о правильности подбора средств и сдвигах в организме больного ребенка.

Врач или специалист по физической реабилитации получает необходимые данные во время врачебного контроля и педагогического наблюдения. Неправильная методика проведения занятия, использование средств, хотя и применяемых для реабилитации учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, но не соответствующих возрасту или подготовленности учеников, не могут дать ожидаемого лечебного эффекта.

Оценке подлежит конспект урока (его построение), хронометраж и физиологическая кривая урока.

Перед посещением урока физической реабилитации врач убеждается в наличии конспекта предстоящего урока, проверяет правильность его составления. Во время самого урока следует убедиться, соответствуют ли проводимые упражнения плану-конспекту, при отклонениях – установить, насколько они оправданы. Построение урока оценивается врачом с медико-биологических позиций.

Медработник следит также за тем, учтены ли специалистами по физической реабилитации особенности детского организма при выполнении с ними физических упражнений, соблюдается ли деление занятий на вводную, подготовительную, основную и вспомогательную части, как изменяется нагрузка в каждой из них.

Хронометраж

учитывает общее время занятий, время, затраченное на каждое упражнение, и паузы между ними, а также время, затраченное на объяснение последующих упражнений и т. д.

При проведении хронометража врач (медсестра) избирает для наблюдения одного ученика и при помощи секундомера регистрирует отрезки времени, затраченного на действительную работу в каждом упражнении, записывая всякий раз цифры на листке бумаги. Сумма этих цифр дает общую продолжительность рабочего времени на уроке. Отдельно отмечается время, затраченное на весь урок, от сигнала к построению, до команды «конец урока». К действительной работе в каждом упражнении причисляется и статическое напряжение в процессе его выполнения.

Время же затраченное на объяснение, а также на ожидание очереди у снаряда, на котором выполняется упражнение, считается простоем и в расчет действительной работы не входит.

Отношение суммы времени, затраченного непосредственно на физические упражнения, к общей длительности всего урока, характеризует плотность или насыщенность урока активной работой. Чем больше плотность урока, тем более интенсивным будет его физиологический эффект. Плотность во многом зависит от организации занятия, поэтому специалист по физической реабилитации до его начала должен подготовить инвентарь, продумать способы организации детей, расстановку оборудования и тренажеров. Оптимальной для знаний можно считать плотность не ниже 60%. Она увеличивается при индивидуальных занятиях и уменьшается при групповых. При хронометраже удобно пользоваться заранее подготовительной картой хронометража (табл.3.1).

Пример. Общая продолжительность действительной работы 26 минут. Длительность урока 40 минут. Плотность урока = 26/40*100=65 %.

Таблица 3.1 ‑ Карта хронометража урока

Дата « _» 200 _г

Время проведения от до

Ф. И. ученика

Часть занятия

Время от и до

Перечень упражнения и их характеристика

Количество

повторений

Время не занятое упражнениями

Водная

Строевые упражнения

Подготовительная

ОРУ, упражнения на внимание

Основная

Специальные упражнения, подвижные игры, массаж

Восстановительная

Дыхательные упражнения. Самомассаж

Страницы: 1 2 3 4

И немного больше о медицине ...

Игры Олимпиад
Во все времена года, в памятные даты, перед началом полевых работ и после жатвы — по самым разным поводам в античных городах проводились состязания атлетов. Большинство игр носило мест­ный характер, но были и такие, которые собирали участников из многих эллинских государств. Это Алкатаи — мужские состязания в г. Мегары, спар­танс ...

Социально-биологические основы физической культуры
Основные понятия Организм человека - единая, сложная, саморегулируемая и само­развивающаяся биологическая система, находящаяся в постоянном взаи­модействии с окружающейся средой, имеющая способность к самообуче­нию, восприятию, передаче и хранению информации. Функциональная система организма - это группа органов, обеспе­чиваю ...