Педагогическое наблюдение

Страница 1

Педагогическое наблюдение во время занятий имеет большое практическое значение. Наблюдение осуществляется прежде всего за психическим состоянием школьников, за их физическим развитием и физической подготовленностью.

Педагогическое наблюдение ведется воспитателями групп, учителями предметниками и специалистом по физической реабилитации.

Наиболее выраженные сдвиги в состоянии психического здоровья наблюдаются при поступлении детей в санаторную школу в начальный период адаптации, когда на учащегося начинает оказывать влияние комплекс факторов: изменение режима, детского коллектива и т.п. Наличие этих факторов приводит к утомлению, нервно-психическому напряжению и, как следствие, ухудшению функционального состояния центральной нервной системы.

Все это усугубляется травматизирующим влиянием последствий Чернобыльской катастрофы на психику учащихся. Причем отрицательные изменения являются не столько следствием прямого влияния радиации на центральную нервную систему, сколько результатом восприятия радиационной угрозы. При этом наблюдается повышение уровня ситуативной личностной тревожности, агрессивности, депрессии, апатии и др.

Следовательно, начало обучения в санаторной школе является для многих школьников стрессовой ситуацией. Поэтому задача педагогического наблюдения за психическим состоянием школьников заключается в том, чтобы своевременно определить симптомы развивающегося стресса и вовремя погасить их средствами физической культуры. Ведь важной особенностью влияния мышечных напряжений на центральную нервную систему является то, что при нагрузках после нескольких занятий начинает развиваться состояние повышенной резистентности как к специфическим, мышечным, нагрузкам, так и к неспецифическим, т. е. другим неблагоприятным воздействиям на организм [5, с. 12-13].

Педагогическое наблюдение, осуществляемое в процессе занятий физической реабилитацией, направлено на ведение наблюдений за динамикой физического развития и физической подготовленностью учащихся санаторной школы, а также на изучение построения занятий по физической реабилитации соответственно состоянию здоровья занимающихся, их физическому развитию; определение границ функциональной подготовленности организма к физическим нагрузкам; индивидуального учета реакций; получение максимального оздоровительного эффекта от занятий физическими упражнениями.

Физическое развитие

Наблюдение за ростом тела в длину

Рост стоя определяют при помощи ростомера, или антропомера. Ученика ставят спиной к вертикальной стойке ростомера, которой он должен касаться пятками, ягодицами, спиной и затылком, голову держать прямо, подбородок слегка опущен, линия, соединяющая козелок уха с нижним краем глазницы, должна быть горизонтальной. В этом положении опускают подвижную планку ростомера до прикосновения с головой и производят отсчет. Измерение тела проводится с точностью до 1 см. Показатели заносятся в таблицу (табл.2.2.1.1). Измерения проводят ежемесячно, согласно плану-графику. В конце года результаты измерения заносятся в сетку графика (табл.2.2.1.2) и вычерчивается кривая динамики роста ученика.

Таблица 2.2.1.1 ‑ Показатели роста тела

Ф. И. О. ученика

Возраст

Месяц

Показатели

 

Сентябрь

 

Октябрь

 

Ноябрь

 

Декабрь

 

Январь

 

Февраль

 

Март

 

Апрель

 

Май

 
Страницы: 1 2 3 4 5 6

И немного больше о медицине ...

Характеристика онкологических заболеваний желудочно-кишечного тракта
Онкология - область клинической медицины, занимающаяся диагностикой и лечением опухолевых процессов. Злокачественные формы клеточного роста или увеличение числа клеток, которое происходит автономно и обнаруживает деструктивно-инвазивный или метастатически распространяющий рост обозначают термином «рак» [27]. В настоящей работе в ...

Победители и призёры чемпионатов и Кубков страны
Чемпионат СССР (СНГ) 1991 г. 1. КСМ-24 (Москва) 2. "Металлург" (Алдан) 3. "Агрос-Интекс" (Кишинёв) 1992 г. 1. "Дина" (Москва) 2. "Спартак" (Москва) 3. "Строитель" (Верхне-Нейвинск) Чемпионаты России 1993 г. 1. "Дина" (Москва) 2. "Дина-МАБ" (Москва) 3. " ...