Врачебный контроль

Страница 2

Функциональные пробы

Более информативным и достоверным методом оценки функционального состояния физических систем организма учащихся санаторных школ являются функциональные пробы. Содержание функциональных проб, требования, предъявляемые к тестированию, полученные результаты заносятся в рабочий журнал функциональных проб и индивидуальную карту (приложение). Перед проведением функциональных проб не должно быть физической нагрузки. Не следует проводить их после бессонной ночи, повышенных эмоциональных переживаний, а также после сытной еды. Если нагрузка на других занятиях была значительной, то пробу в этот день проводить не рекомендуется. Чтобы получаемые результаты были сопоставляемы, нужно проводить исследования в одинаковых условиях.

Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.

В покое замеряется частота пульса. Затем выполняется нагрузка: 20 приседаний за 30 сек. Повторный замер пульса – через 3 минуты. Разность между величиной пульса (после нагрузки и в покое) должны составлять:

не более 5 ударов – хорошая;

от 6 до 10 ударов – удовлетворительная;

более 20 ударов – неудовлетворительная.

Проба Генчи.

Эта проба отражает состояние сердечно-сосудистой дыхательной системы. Проба заключается в задержке дыхания после выдоха. Выполняется глубокий вдох (2 – 3 раза), после чего следует спокойный выдох и задержка дыхания (зажав пальцами нос) с контролем времени. Оценка производится следующим образом:

свыше 30 секунд – хорошая;

20 – 25 секунд – удовлетворительная;

менее 15 секунд- неудовлетворительная.

Ортостатическая проба.

Данная проба отражает качество деятельности вегетативной нервной системы, регулирующей работу организма. Для ее проведения нужно лечь на спину, после 3-5 минутного отдыха подсчитать частоту пульса лежа. Затем спокойно встать, побыть в позе стоя 1 минуту и опять подсчитать пульс. Разница в частоте пульса между положением лежа и стоя будет говорить о состоянии нервной системы:

6-10 ударов – хорошая;

13-18 ударов – удовлетворительная;

более 20 ударов – неудовлетворительная.

Проба Ромберга II.

Используется для детей и подростков с 8 до 16 лет. Пробу Ромберга часто используют при определении функционального состояния вестибулярного анализатора. Ученик стоит так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой, глаза закрыты руки вытянуты вперед, пальцы несколько разведены. Время устойчивости определяется до потери равновесия.

Результаты пробы определяются следующим образом:

31-60 секунд – хорошая;

15-30 секунд – удовлетворительная;

менее 15 секунд – неудовлетворительная.

Результаты оправданы при условии, что дрожание век и пальцев рук отсутствует.

Проводить описанные выше пробы рекомендуется систематически, согласно учебному графику, оценивая динамику результатов вместе с врачом школы.

Самоконтроль

Самоконтроль является прекрасным дополнением к врачебному контролю, а также имеет большое воспитательное и педагогическое значение. Самоконтроль помогает ученикам на уроках физической реабилитации познать себя, приучает следить за собственным здоровьем, прививает грамотное и осмысленное отношение к занятиям реабилитационной физической культурой. Самоконтроль осуществляется на основании субъективных и объективных показаний.

Субъективные показания основаны на личных ощущениях, на умении их понимать. С помощью субъективных ощущений можно оценить настроение, самочувствие, аппетит, боль, работоспособность, желание заниматься, состояние желудочно-кишечного тракта, потоотделение и т. д. Оценка субъективных показаний осуществляется по трехбалльной системе. Субъективные ощущения предупреждают о переутомлении, переохлаждении, перегревании и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

И немного больше о медицине ...

Внутриутробные инфекции
Torch - комплекс. Т - токсоплазмоз О - other ( другие) R - рубелла (краснуха) С - цитомегаловирусная инфекция Н - герпесная инфекция. Внутриутробная инфекция - заболевания возникающие в результате заражения плода от женщины во время беременности или родах. Плод при этом характеризуется отставанием в умственном и физическом ...

Нормальный менструальный цикл и гипоменструальный синдром
Правильнее говорить не о менструальном цикле, а о репродуктивной системе, которая подобно другим является функциональной системой (по Анохину, 1931). Функциональная система - это интегральное образование включающее центральные и периферические звенья и работающие по принципу обратной связи, то есть с обратной афферентацией по ко ...