Акустика музыкальных систем и строев

Страница 2

Свои выводы Штумпф получил путем многочисленных экспериментов с восприятием гармонических интервалов как музыкальными, так и не музыкальными испытуемыми.

Из 100 возможных случаев Штумпф получил 75 случаев, когда октава воспринималась как один звук, 50 случаев (в среднем), когда квинта и кварта воспринимались как один звук, 25 случаев (в среднем), когда терция и секста воспринимались как один звук,

При изучении теории Штумпфа также возникает ряд существенных вопросов, а именно:

1. Правильно ли поступал Штумпф, пользуясь для объяснения музыкальных явлений мнением людей немузыкальных?

2. Правильно ли поступал Штумпф, беря в основу своих опытов сливаемость звуков? Ведь в музыке такое слияние нежелательно.

3. Если Штумпф отрицает роль биений в процессе слияния звуков в интервале, то отчего зависит способность одних звуков сливаться, других - нет?

На эти вопросы и на ряд других теория Штумпфа не дает удовлетворительных ответов.

§ 3. Попытаемся теперь осветить вопрос о консонансе и диссонансе интервалов, исходя из данных современной музыкальной акустики.

Биения несомненно играют значительную роль в определении диссонантности интервалов. Еще Гельмгольц установил, что 30 биений в секунду вызывают наиболее сильное раздражение органов слуха, т. е. ощущение диссонантности. Небольшое количество биений (1-5 в секунду), а также слишком большое (50 и выше биений в секунду) не вызывает этого ощущения. Так, например, в большой секунде c1-d1 возникает 32 биения в секунду, в м. секунде hl-с2 - 29 биений в секунду. Эти интервалы воспринимаются нами как диссонансы. А в квинте с1-g1, воспринимаемой как консонанс, возникает 130,5 биений в секунду и т. д.

Однако решающую роль при определении диссонатности играют не только биения между основными тонами, но и также между основным тоном и обертоном и между обертонами. Например, септима с1-h1 не является консонансом, хотя между ее основными тонами возникает 232,5 биений в секунду. Ее диссонантность обусловливается взаимодействием основного тона h1 со вторым обертоном с2 (от с1), при котором возникает 29 биений в секунду. Темперированная м. септима c1-b1 также не является консонансом, хотя между ее основными тонами - 204,5 биений в секунду, а между основным тоном b1 и вторым обертоном от c1 (с)2 - 57 биений в секунду. В данном случае диссонантность определяется тоном совпадения (b3-7-й обертон от с1, b3 - 4-й обертон от b1). B темперированном строе между этими обертонами возникает 33,6 биений в секунду. Натуральная септима 7:4 воспринимается как консонанс, так как указанные выше биения в тоне совпадения отсутствуют.

Нами были рассмотрены интервалы среднего регистра, в пределах которого возникло музыкальное искусство. В других регистрах обстоятельства существенным образом изменяются. Так, например, в б. терции в первой октаве (с1-е1) возникает 68 биений в секунду между основными тонами. Но та же терция, перенесенная в малую октаву, дает 34 биения в секунду и следовательно должна восприниматься как диссонанс (по Гельмгольцу). Приведем другой пример. Большая секунда в первой октаве (c1-d1) дает 32 биения в секунду между основными тонами. Но та же б. секунда, перенесенная в третью октаву, дает 128 биений в секунду и следовательно должна восприниматься как консонанс. Однако б. терция в малой и в других более низких октавах воспринимается как консонанс, а большая секунда в третьей и в других более высоких октавах воспринимается как диссонанс. Из сказанного видно, что не всегда биения играют решающую роль при определении диссонантности и консонантности интервалов. Повидимому, не меньшее значение имеют явления психологического порядка (явления памяти), а также ладово-функциональные связи между звуками интервала.

Из всего сказанного выше видно, что понятия консонантности и диссонантности возникают при одновременном звучании не менее двух звуков.

Посмотрим теперь, что наблюдается при последовательном звучании двух звуков. Если мы воспроизведем звуки с1-d1 одновременно, то получим ясно выраженный диссонанс. Воспроизведем те же звуки последовательно (d1-с1). Когда мы воспроизводили c1-d1 одновременно, то мы не ощущали никакого лада. При последовательном воспроизведении d1- c1 мы легче всего воспринимаем их как звуки лада C-dur (или c-moll), причем d1 воспринимаем как один из звуков доминанты, а с1 - как основной тонический звук. Никакой диссонансности мы здесь не ощущаем. Если мы воспроизведем одновременно h1-c1, то воспримем очень резкий внеладовый диссонанс. Пои последовательном же воспроизведении h-с1 мы не воспримем никакого диссонанса, причем h мы воспримем легче всего как один из звуков доминанты а с1 - как звук тоники C-dur (или с-moll).

Страницы: 1 2 3

И немного больше о медицине ...

Описание методов исследования
Выбор методов исследования обусловлен поставленными задачами. Для исследования личностных диспозиций обследуемых использовалось клиническое интервью. Данная методика позволяет верифицировать данные, полученные тестовыми методиками, а также получить общую оценку личностных диспозиций участников исследования. Для исследования инди ...

Правила проведения и организация соревнований
Перед стартом в верхней точке желоба боб разгоняется командой, которая вскакивает на борт и занимает места после набора санями скорости. Отсчет времени начинается при пересечении передними полозьями линии старта. Правила позволяют бобслеистам во время спуска меняться местами в бобе, хотя это бывает крайне редко. Все члены команды ...