Профилактика состояний психоэмоционального напряжения у сотрудников правоохранительных органов

Страница 3

Исследование занятости сотрудника во всех перечисленных сферах показывает, что манкирование какой-нибудь из них почти всегда приводит к различного уровня реакциям психической дезадаптации. Наиболее выраженные психические расстройства наблюдались при снижении функционирования сотрудника в семейной сфере, затем в производственной и учебной сферах. В последние годы в связи с резким усилением напряженности службы в правоохранительных органах тенденция сокращения сфер деятельности становится все более катастрофичной.

Для создания эффективной психопрофилактической помощи в этом случае нами отработаны психокоррекционные направления для сотрудников правоохранительных органов с наиболее часто встречающимися личностными особенностями, такими как психастенические, гипертимные, астенические, возбудимые и эпитимные черты характера. По нашим наблюдениям, это является основой психопрофилактического тренинга как на этапе подготовки сотрудника правоохранительных органов к работе, так и на всех последующих этапах службы, во время диспансерного амбулаторного наблюдения и в учреждениях санаторно-курортного профиля.

Наиболее часто встречающиеся черты характера у сотрудников – психастенические, делящиеся на два типа: "тревожные психастеники" и "педанты".

Для первого типа характерны элементы тревожно-мнительных черт с неуверенностью в себе, нерешительностью, постоянной склонностью к сомнениям, стремлением к самоанализу и преобладанием абстрактно-логических построений. В коллективе эти сотрудники всегда деликатны и тактичны.

Для психастенического типа – "педантов" – также характерна тревожность, но она чаще всего проявляется точностью, детальностью в процессе выполнения каких-либо работ. Если этим сотрудникам поручается какое-то задание, то оно выполняется, несмотря на любые трудности. Сотрудники с подобными чертами характера – люди слова. Они не являются выдающимися в коллективе, но всегда хорошие исполнители.

В данном случае методикой выбора психопрофилактической коррекции, по нашему мнению, может быть аутогенная тренировка по Шульцу с использованием формул самовнушения.

Рекомендуются классические упражнения аутогенной тренировки, способные не только предотвратить развитие многих психических и психосоматических расстройств, но и купировать обнаруживающиеся реакции психической дезадаптации.

Это следующие упражнения, направленные на:

1) вызывание ощущения тяжести;

2) вызывание ощущения тепла;

3) овладение ритмом сердечной деятельности;

4) овладение регуляцией ритма дыхания;

5) вызывание ощущения тепла в эпигастральной области;

6) вызывание ощущения прохлады в области лба.

Каждое упражнение выполняют ежедневно по 3 – 4 раза в течение 5 – 10 дней и переходят к следующему после освоения предыдущего. Для облегчения овладения техникой аутогенной тренировки, как показали наши наблюдения, с успехом можно использовать гипногогические и гипнопомпические периоды засыпания и просыпания.

Для сокращения периода обучения методике аутогенной тренировки первые несколько сеансов рекомендуется проводить под руководством опытного врача-психотерапевта. Особенно эффективно обучение аутотренингу в санаторно-курортных условиях, в которых они с пользой могут сочетаться с бальнеологическими, физиотерапевтическими процедурами расслабляющего характера.

Другие психотерапевтические методики у сотрудников правоохранительных органов с психастеническими чертами характера оказывались малоэффективными в программе психопрофилактических мероприятий.

Страницы: 1 2 3 4 5

И немного больше о медицине ...

Профилактика респираторных инфекций
В решении проблемы профилактики респираторных заболеваний достигнуты определенные успехи. Сложность решения данного вопроса связана с большим количеством инфекционных агентов, вызывающих респираторные заболевания, и большое значение среди последних играют вирусы (табл. 1) [1]. Среди перечисленных вирусных инфекций наиболее эфф ...

Национальные олимпийские комитеты (НОК)
31. Миссия и роль НОК* 1. Миссией НОК является развитие и защита олимпийского движения в своих странах в соответствии с Олимпийской хартией. 2. НОК: 2.1. Должны пропагандировать на национальном уровне, в рамках спортивной деятельности, основополагающие принципы олимпизма и способствовать, помимо прочего, распространению олимпи ...