Оценка эффективности физкультурно- оздоровительной работы в санаторной школе

Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время количество комплексных исследований по обоснованию выбора оптимального содержания средств, методов и форм организации занятий физической культурой с учащимися санаторных школ ограничено. Выявлен дефицит рациональных методик организации учебного процесса, содержащих научно обоснованные подходы к физкультурно-реабилитационным мероприятиям в санаторных школах. Недостаточно освещены вопросы оптимизации содержания и организации уроков физической культуры с реабилитационной направленностью, нормирования объема и интенсивности нагрузок при выполнении упражнений с учетом уровня физического здоровья учащихся, а также закономерности изменений показателей физического здоровья и физической подготовленности школьников. По этому существует потребность в оптимизации процесса физического воспитания детей в санаторной школе.

В связи с этим цель нашей работы – разработать доступную и удобную в применении методику комплексной оценки физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе, которая смогла бы реализовать себя в относительно короткий период (1 год).

Объектом внимания в санаторной школе г. Мозыря являются дети с нарушениями функций желудочно-кишечного тракта.

Санаторная школа – это специальное общеобразовательное учреждение для детей и подростков, которое осуществляет их оздоровление, лечение и гармоничное развитие.

С целью оптимизации физкультурного процесса в санаторной школе проводятся такие формы физкультурно-оздоровительной работы, как утренняя гимнастика, игры на малых переменах, большая подвижная перемена, спортивный час, физкультурные паузы на самоподготовке.

Для систематического анализа эффективности физической реабилитации, методов занятий и доз закаливающих процедур в санаторной школе необходим врачебный контроль, который включает в себя широкий комплекс мероприятий: 1) контроль за состоянием здоровья и общим развитием занимающихся; 2) планирование физических нагрузок и их корректировка; 3) профилактика травматизма; 4) профилактика и текущий санитарный контроль мест и условий проведения занятий; 5) врачебные консультации; 6) проведение функциональных проб; 7) самоконтроль учащихся.

Функциональные пробы включают: реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, пробу Генчи, ортостатическую пробу, пробу Ромберга II. Оценка состояния функциональных систем дается по трехбалльной шкале: хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная.

Самоконтроль является дополнением к врачебному контролю и осуществляется на основе объективных и субъективны показателей.

Для удобства полезно вести дневник самоконтроля.

Большое практическое значение во время занятий имеет педагогическое наблюдение, которое осуществляется как за психическим состоянием учащихся, так и за их физическим развитием и физической подготовленностью. Оно направлено на изучение построения занятий физической реабилитации соответственно состоянию здоровья занимающихся, их физического развития, определение границ функциональной приспособляемости организма к физическим нагрузкам, индивидуального учета реакций и получение максимального оздоровительно эффекта от занятий.

Педагогическое наблюдение за физическим развитием включает: наблюдение за ростом тела в длину, наблюдение за динамикой массы тела, наблюдение за экскурсией и окружностью грудной клетки. Все результаты наблюдений фиксируются в таблицах, и в конце года вычерчиваются графики динамики показателей. Что касается физической подготовленности, то здесь наблюдение ведется за быстротой движений, за гибкостью суставов плечевого пояса и позвоночника, за ловкостью движений и чувством координации в пространстве. Результаты наблюдений за физической подготовленностью оцениваются либо положительно (+), либо отрицательно (-) и вносятся в карточку ученика каждую четверть.

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня санаторной школы устанавливается медработниками совместно со специалистом физической реабилитации по следующим критериям: 1) реакция функциональных показателей (реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, проба Генчи, проба Ромберга II, ортостатическая проба); 2) самостоятельное выполнение учениками физических упражнений (утренней гигиенической гимнастики, посещение школьных секций и кружков, выполнения индивидуальных заданий, ведение дневника самоконтроля); 3) общешкольные оздоровительные мероприятия (спортивные праздники, дни здоровья), 4)физическая способность (быстрота движений, гибкость плечевого пояса, гибкость позвоночника, ловкость движений, чувство координации в пространстве). В конце четверти каждый ученик индивидуально получает положительную (+) или отрицательную (-) оценку, которая заносится в карточку ученика.

Карточка заполняется медицинским работником, который в течение года ведет учет и контроль всех мероприятий с помощью специалиста по физической реабилитации и воспитателей групп. Она заводится для каждого ученика и на основании полученных данных и их анализа делается запись, которая является оценочным результатом всего учебного года. Если из семнадцати показателей таблицы четырнадцать изменились положительно (+), это свидетельствует о наличии оздоровительного эффекта всех мероприятий. Если положительная динамика выявлена в десяти и менее показателях, то оздоровительный эффект недостаточный и требует выявления причин этого.

Как показало наблюдение, извлечение лучшего из уже наработанного способно оказаться эффективным и приносить свои плоды. Поэтому предлагаемая система оценки эффективности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе поможет педагогам в организации своей работы в школах такого типа и центрах физической реабилитации.

отзыв

о студенческой научной работе

«Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе»

Работа Л.А Ярошевич посвящена комплексному анализу эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы санаторного типа, работающей с детьми, страдающими заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Актуальность исследования обусловлена значительной распространенностью подобных заболеваний у современных школьников и трудностями в их лечении.

Особую значимость работе придает то, что она выполнена на базе учреждения образования оздоровительного типа, расположенного в зоне последствий аварии на ЧАЭС, работающего с контингентом учащихся, которые постоянно проживают на территориях с радиоактивным загрязнением.

В связи с отсутствием программного материала для санаторных школ, специализирующихся по заболеваниям желудочно-кишечного тракта, выполненное исследование дает учебно-методический материал по оценке физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школы.

Студентка Л.А.Ярошевич совместно с медработниками, преподавателями физической реабилитации и воспитателями школы в течение года проводила свои исследования по врачебно-педагогическому контролю (включая функциональные пробы), а также по оценке эффективности уроков физической реабилитации и физкультурно-оздоровительной работы в режиме дня школы.

В результате была предложена индивидуальная карточка для каждого ученика школы, где на основании полученных данных и их анализа делалась запись, которая являлась оценкой результатов оздоровительной работы всего учебного года.

Все предложенные в работе мероприятия нацеливают на достижение конечных результатов учебно-воспитательной работы, а также на поэтапность решении задач физической реабилитации в школе.

Поставленная в работе цель полностью достигнута.

Л.А. Ярошевич проявила самостоятельность при анализе научной литературы, а также в выполнении практической части работы, связанной со сбором и анализом необходимого материала.

Полученные результаты были обсуждены на студенческой научной конференции.

Научный руководитель

старший преподаватель

кафедры ТиМФВ Н.И. Курленко

В настоящее время остро стоит вопрос о состоянии здоровья детей, которое, к сожалению, не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества. Заболеваемость детей школьного возраста продолжает оставаться высокой и имеет тенденцию к увеличению.

Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время количество комплексных исследований по обоснованию выбора оптимального содержания средств, методов и форм организации занятий физической культуры с детьми и подростками в условиях санаторных школ ограничено. Выявлен дефицит рациональных методик организации учебного процесса, содержащих научно-обоснованные подходы к физкультурно-реабилитационным мероприятиям в санаторных школах.

На сегодняшний день все еще недостаточно освещены вопросы оптимизации содержания и организации уроков физической культуры с реабилитационной направленностью, нормирования объема и интенсивности нагрузок при выполнении упражнений с учетом уровня физического здоровья занимающихся, а также закономерности изменений показателей физического здоровья и физической подготовленности школьников как в течение учебного года, так и во время каникул. В связи с этим встает проблема оптимизации процесса физического воспитания детей и подростков в санаторных школах.

Поэтому цель нашей работы – разработать доступную и удобную в применении методику комплексной оценки физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе, которая смогла бы реализоваться за относительно короткий период (1 год).

Для того чтобы достигнуть поставленной цели в процессе работы мы ставили перед собой следующие задачи.

1. Изучить научно ‑ методическую литературу по организации и оценке физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе.

2. Изучить общие особенности физкультурно-оздоровительной работы в санаторной школе.

3. Оптимизировать двигательную активность учащихся в санаторной школе посредством внедрения различных форм физкультурно-оздоровительной работы в режим дня школьников.

4. Использовать помощь и опыт медицинских работников и педагогического коллектива санаторной школы.

Для решения оздоровительных задач в процессе физического воспитания необходимо определить наиболее оптимальное содержание учебного материала уроков физической культуры, отвечающее принципу оздоровительной направленности. При этом следует учитывать, что наибольшей эффективностью будут обладать средства и методы физического воспитания и физической нагрузки, разработанные с учетом уровня физического здоровья школьников, т. е функциональных возможностей всех систем организма.

Объектом внимания в санаторной школе г. Мозыря являются дети с нарушениями функций желудочно-кишечного тракта.

Санаторная школа – это специальное общеобразовательное учреждение для детей и подростков, которое осуществляет их оздоровление, лечение и гармоничное развитие.

Учитывая реабилитационную направленность, учебный план санаторной школы предусматривает еженедельное проведение трех уроков физической культуры по 40 минут как внешкольного компонента. Причем, необходимым условием деятельности санаторных школ является проведение максимального количества уроков физической реабилитации и всех форм физкультурно-оздоровительных мероприятий на свежем воздухе.

Обязательным условием рационального построения двигательного режима является качественное разнообразие движений, сбалансированное в количественном отношении с индивидуальными потребностями и возможностями организма. Биологическая потребность в движении (гигиеническая норма) реализуется посредством ежедневной двигательной активности. Объем ежедневной и недельной двигательной активности должен обеспечиваться комплексом мероприятий в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Двигательная активность учащихся способствует тому, что во время мышечной деятельности усиливается импульсация из проприорецепторов и одновременно возбуждается двигательная зона коры головного мозга, а все это рефлекторно вызывает усиление вегетативных функций. Улучшается деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливаются функции внешнего дыхания, повышается обмен веществ и интенсивность процессов пищеварения.

В реабилитационной физической культуре следует различать упражнения общего и специального воздействия.

Упражнения общего воздействия преследуют оздоровление и развитие всего организма учащихся и применяются в самых разнообразных видах. К ним относятся: строевые, порядковые и общеразвивающие упражнения, упражнения без предметов, упражнения с предметами, упражнения на снарядах, упражнения-задания, элементы подвижных игр, легкой атлетики, волейбола, настольного тенниса, плавания, езды на велосипеде, ритмической гимнастики, прогулок, ближнего туризма и т. д..

Упражнения специального воздействия преимущественно тренируют и развивают те функции, которые нарушены в связи с заболеванием или травмой. К ним относятся дыхательные упражнения, упражнения в расслаблении или напряжении мышц (релаксация), упражнения на растягивание, равновесие, координацию, корригирующие упражнения, упражнения на осанку, упражнения, увеличивающие амплитуду движения и гибкости, укрепляющие мышцы брюшного пресса, спины, сердечно-сосудистую систему, улучшающие устойчивость тела в ортотрадном положении; упражнения на специальных снарядах, тренажерах, аппаратах.

При выполнении упражнения общего и специального воздействия чередуются в своей последовательности, обеспечивая как общее воздействие на организм учащегося, так и развитие функциональных проявлений пораженных систем.

В комплексной физической реабилитации следует соблюдать определенный двигательный режим, направленный на создание наиболее оптимальных, удобных с точки зрения биомеханики, поз и положений тела в повседневной жизни школьников в целях профилактики и предотвращения функциональных нарушений, а также перегрузок опорно-двигательного аппарата и «изнашивания» тканей. Соблюдение правильного двигательного режима является одним из наиболее важных и эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий. [1, с. 117]

В режиме учебного дня санаторной школы помимо уроков физической культуры имеют место и другие формы физкультурно-оздоровительной работы. Они являются рекомендуемыми, имеют узкую направленность и решают совокупность частных специфических задач. В условиях данного типа учебных учреждений организация гимнастики до учебных занятий, игр на малых переменах, физкультминутки на уроках, большой подвижной перемены, спортивного часа и физкультурных пауз на самоподготовке не вызывает особых трудностей, а при умелом комплексном подходе служит хорошим средством в деле оздоровления школьников.

И немного больше о медицине ...

Апоптоз, некроз и пролиферация клеток
Благодаря проточной цитометрии исследователи могут легко отличать живые нейроны от тех, которые встали на путь клеточной смерти, и дифференцировать некротические нейроны от апоптозных на самых ранних стадиях. Апоптоз - генетически запрограммированная смерть, осуществляемая с помощью специфических механизмов и ферментов. При апопт ...

Тактика волейбола
Тактика игры на блоке.         Тактические варианты игры на блоке : 1. "Блокирование в мяч" Чаще всего эта тактика применяется против игроков , использующих в основном силовое нападение. А также , когда другая тактика игры на блоке не приносит пользу , или если защ ...